Дата создания Калининградского морского лицея: 28 июня 1991 года. (приказ об открытии КМЛ)
Калининградский морской лицей – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, в котором обучаются школьники 7-11-х классов с целью ранней профориентации на профессии в области морской, инженерной и информационно-технической деятельности. C 01.09.1991 по 31.08.2016 Калининградский морской лицей возглавляла д.п.н., профессор Бокарева Галина Александровна (подробнее >>>).
C 01.09.2016 по настоящее время лицей возглавляет учитель высшей категории, почетный работник сферы образования Российской Федерации Краснова Наталья Викторовна.
2021 год для Калининградского морского лицея (КМЛ) был юбилейным – ему исполнилось 30 лет.
На сегодняшний день КМЛ – известное учебное заведение не только в городе Калининграде, но и в области, обладающее авторитетом, опытом, имеющее солидную базу знаний и перспективы на будущее.
1991 год - год успешного существования рыбохозяйственной отрасли и индустрии. В те годы Калининградскому высшемуинженерному морскому училищу (КВИМУ, ныне БГАРФ) нужны были абитуриенты – творчески и мотивационно настроенные на обучение школьники, сделавшие ранний выбор экстремальной отраслевой профессии.У бывшего в то время ректора КВИМУ, доктора технических наук, профессора Пимошенко А.П. возникла идея создания своей вузовской школы – отраслевого лицея. Разработка идеи была поручена доктору педагогических наук, профессору академии, заведующей кафедрой высшей математики Бокаревой Г.А., которая уже создавала свою научную школу по подготовке отраслевых профессионалов и 14 лет проработала в школах города Калининграда. Предложение группы профессоров КВИМУ было поддержано в городском отделе образования в лице его главы Янковской Г.С., а также в областном управлении народного образования. (см. Основатели Калининградского морского лицея)
Между двумя учредителями – КВИМУ и Городским отделом образования мэрии г. Калининграда – было заключено соглашение. Первый учредитель обеспечивает Лицей своими площадями, лабораториями, преподавателями и получает абитуриентов, обученных и мотивированных на морские профессии, на деятельность в экстремальных условиях, воспитанных в традициях русских моряков, обладающих культурой творчества и некоторыми навыками морского опыта и отраслевой науки, второй – финансирует работу лицея и получает экспериментальную многопрофильную, отраслевую школу с концепцией ранней профориентации школьников с развитыми навыками научного познания – школу, где образовательная деятельность носит опережающий и прогностичный характер.
Был издан приказ Управления народного образования облисполкома г. Калининграда от 28.06.1991 года № 427 за подписью В.Н. Толстокорова «Об открытии экспериментальной школы нового типа» («Калининградский Морской лицей») на базе Калининградского высшего инженерного морского училища, директором с 1992 года была назначена профессор Бокарева Г.А. Обучение началось с набора двух 10-х классов, в которых занятия вели преподаватели соответствующих кафедр КВИМУ (затем БГАРФ) (математики, физики, химии, русского языка, английского языка, информатики и др.), а также – профильных кафедр (судовождения, теоретических основ радиотехники, холодильных судовых установок, судовой механики и др.).
Более 30-ти лет существует КМЛ. За это время лицей стал престижным учебным заведением в городе с неформальным статусом – многопрофильной отраслевой школы при вузе (БГАРФ, теперь КГТУ, где ректор к.э.н. Волкогон В.А. – современный автор и руководитель группы ученых по разработке морского образования как стратегического ресурса развития Калининградской области).
В 1993 году произведен первый выпуск. Из 54 лицеистов – 50 поступили в КВИМУ (теперь БГАРФ).В 1992 году проведена первая шлюпочная практика под руководством капитана 2 ранга В.А. Завгороднего.
В 1998 году учреждено Знамя Лицея и текст Торжественного обещания лицеистов. Впервые состоялся праздник «Посвящение в лицеисты» и принятия учащимися Торжественного обещания.
В 1999 году принят гимн Лицея, созданный своими авторами, в стенах Лицея.
В 2001 году учитель Руденко А.И. стал первым победителем первого Калининградского конкурса педагогов «Учитель года».
До 2002 года выпускные экзамены проводились совместно со вступительными в БГАРФ объединенной экзаменационной комиссией. Далее был введен единый государственный экзамен (ЕГЭ).
В 2002 году лицеисты впервые сдавали этот экзамен по математике и русскому языку. Введение ЕГЭ, а затем ГИА, потребовало корректировок как в системе методического обеспечения, так и в структуре содержания самой педагогической системы.Было введено дистанционное обучение с помощью информационного ресурса, внедрены новые технологии решения стандартных и нестандартных задач на основе системно-структурного их анализа с перспективой дальнейшего развития их приложений, составлены специальные программы дополнительного обучения. Это обеспечило успешность сдачи экзаменов. В лицее, каждый год, выпускающем по 4-5 классов, работа по подготовке к ЕГЭ стала одним из важнейших элементов педагогической системы. Часто лицеисты имеют общее количество баллов выше среднего по городу. Однако это происходит в то же время за счет уменьшения возможностей в развитии творческих способностей учащихся, участия их в различных объединениях.
Большинство выпускников работает в отрасли. Среди выпускников Лицея есть дипломаты, капитаны, директора, логисты и информационщики, механики и судоводители.Однако педагогическая система совершенствовалась, используя направления и достижения научной школы директора – профессора Г.А. Бокаревой. И это обстоятельство определило научный уровень функционирования Лицея как научной лаборатории.
За более, чем 30 лет существования лицея, КМЛ смог продемонстрировать модель бесшовной школы будущего, где обучение школьника проходит в среде технического профессионального образования.